У истоков дефектологии. Лев Семенович Выготский
Автор: Баграмова Юлия
В свете растущего процента детей с проблемами развития, а также увеличения количества специализированных центров помощи таким детям растет популярность такой науки как дефектология. Дефектология изучает психофизические особенности развития детей с психическими и/или физическими недостатками, закономерности их воспитания и обучения. Дефектология достаточно молодая наука, хотя проблемы в развитии у детей были во все времена, но отношение к ним и способы коррекции были разные. Отечественная дефектология берет свое научное начало в 20-х годах прошлого столетия и одним из отцов-основателей ее является Лев Семенович Выготский (1896 – 1934).
Лев Семенович Выготский родился 5 (17) ноября 1896г в г. Орша (Белоруссия) вторым из восьми детей в семье банковского служащего. В Москве Выготский закончил юридический факультет МГУ и одновременно историко-философский факультет Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявского.
После учебы Выготский занимался преподаванием в школах г. Гомеля. Но однажды, по счастливой случайности он попал в Москву на психоневрологический съезд, посвященный рефлексологии. Выготский прочитал доклад, которым обратил на себя внимание московских ученых. После съезда ему предложили заняться научной работой в Москве. Выготский согласился и переехал с семьей в Москву, где сразу же погрузился в работу.
Спектр его научной работы был велик, и не последнее место в нем занимала дефектология. Причем он вел не только научно-исследовательскую, но и организационную работу. А начал Выготский свою деятельность в Москве в 1924 году на должности заведующего подотделом аномального детства при Наркомпросе. В 1926 году им создана лаборатория по психологии аномального детства при Медико-педагогической станции. Эта лаборатория просуществовала 3 года.
Выготский и его сотрудники накопили большой теоретический и практический опыт. Затем эта лаборатория была преобразована в Экспериментальный дефектологический институт (ЭДИ) – предшественник современного Института коррекционной педагогики на Погодинской 8. В ЭДИ осуществлялась обследование аномального ребенка, диагностирование и планирование дальнейшей работы с глухими и умственно отсталыми детьми. Также существовала школа-коммуна для детей с отклонением в поведении, вспомогательная школа, школа для глухих и клинико-диагностическое отделение. Позднее здесь же стали заниматься проблемами детей с нарушениями речи.
Идеи и представления Л.С. Выготского были достаточно передовыми для того времени. Он рассматривал дефект как «социальный вывих», вызванный изменением отношений ребенка со средой, что приводит к нарушению социальных сторон поведения. Следующей идеей была необходимость социальной компенсации дефекта. «Вероятно, человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически.» Развивая идею социальной компенсации, Выготский выдвинул положение о создании обходных путей развития патологически развивающегося ребенка. Создание этих путей есть «альфа и омега» специальной педагогики.
Характеризуя дефект как «социальный вывих», Выготский не отказывался от того, что в основе проблемы лежит дефект биологический. Однако на практике родитель (воспитатель) имеет дело не столько с биологическим фактом, а именно с его социальными последствиями, с конфликтами, «возникающими при вхождении аномального ребенка в жизнь». Поэтому и воспитание аномального ребенка должно носить в первую очередь социальный характер. Неправильное, поздно начатое воспитание ребенка с дефектом приводит к тому, что усугубляются отклонения в развитии его личности и поведении. Благодаря активной и правильной социализации из аномального ребенка может получиться не инвалид-иждевенец, а активная сознательная личность.
Для проведения коррекционной работы Выготский предлагал опираться не на «золотники болезни», а на «пуды здоровья». В то время суть работы с аномальными детьми сводилась к сухой тренировки у детей внимания, памяти, обострения восприятия органов чувств. Занятия носили тягостный характер, а закрепление навыка становилось самоцелью. Выготский ратовал за такой принцип коррекционно-воспитательной работы, при котором исправление недостатков познавательной деятельности аномальных детей явилось бы частью общей воспитательной работы, растворялось бы во всем процессе воспитания и обучения, осуществлялось в ходе игровой, учебной и трудовой деятельности.
Разрабатывая в детской психологии проблему соотношения обучения и развития, Выготский пришел к выводу, что обучение должно предшествовать, забегать вперед, подтягивать за собой ребенка. Такое понимание соотношения этих процессов привело его к необходимости учитывать как наличный, имеющийся в данный момент («актуальный») уровень развития, так и его потенциальные возможности («зону ближайшего развития»). Под «зоной ближайшего развития» Выготский понимал функции, «находящиеся в процессе созревания, функции, которые созреют завтра, которые находятся еще в зачаточном состоянии, функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, т.е. тем, что только-только созревает».
Исходя из существования «зоны ближайшего развития», при оценке умственного состояния ребенка нельзя ориентироваться только на то, что им уже достигнуто, а необходимо учитывать «динамическое состояние его развития», «те процессы, которые сейчас находятся в состоянии становления». «Зона ближайшего развития» определяется в процессе решения ребенком трудных для его возраста задач при помощи взрослого. Таким образом, оценка умственного развития ребенка должна основываться на двух показателях: восприимчивости к оказываемой помощи и к способности решать в дальнейшем аналогичные задачи самостоятельно. Идея «зоны ближайшего развития» до сих пор активно применяется в практической и экспериментальной психологии.
Много внимания в своих работах Выготский уделял проблеме правильного отбора аномальных детей в специальные учреждения. Современные принципы отбора: всестороннее, целостное, динамичное, системное и комплексное изучение ребенка, уходят своими корнями в концепцию Выготского.
Не только дефектология была интересна Выготскому. Он занимался также проблемами общей психологии, патопсихологии, процессами становления речи и различными видами ее нарушения, проблемами поведения. Он занимается активной практической деятельностью, читает лекции, выступает на съездах и конференциях, пишет книги.
Большая часть рукописей не увидела свет при жизни автора.
Такая насыщенная жизнь сказалась на здоровье ученого. В 1925 году у Выготского диагностировали туберкулез. Самочувствие становилось все хуже и хуже. Нередко ему приходилось начитывать стенографисткам тексты, лежа в постели или находясь в больнице. Девять лет сражался Выготский с болезнью. Но она взяла свое, и в возрасте 38 лет выдающийся ученый Лев Семенович Выготский умер.